26.11.2018
Консультация для родителей «Что такое подготовка к школе?»
Воспитатель: Белобородова О.Ф
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Готовность к школе подразделяется на:
1. Физиологическую
2. Психологическую
3. Познавательную
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребёнке.
Физиологическая готовность ребёнка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически. А именно, состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребёнок должен знать в какой руке и как нужно держать ручку. Также сюда относится ещё и то, что ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т.д.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя три компонента:
1. Интеллектуальная готовность
2. Личностная и социальная готовность
3. Эмоционально-волевая
Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу ребёнок имеет запас определённых знаний;
- умеет ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребёнок стремиться к получению новых знаний, то есть он любознателен;
- показатели памяти, внимания, восприятия, мышления соответствуют возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребёнок коммуникабелен, то есть умеет общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не проявляет агрессии, а при ссоре с другим ребёнком умеет оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок понимает и признаёт авторитет взрослых;
- ребёнок принимает поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он адекватно оценивает свою работу, признаёт свои ошибки. Если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе предполагает:
- понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа.
Познавательная готовность ребёнка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
1 Внимание.
- заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20 – 30 минут;
- находить сходства и отличия между предметами, картинками;
- уметь выполнять работу по образцу;
- легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
2 Математика.
- знать цифры от 0 до 10;
- прямой счёт от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1;
- арифметические знаки «+», «=», «-»;
- деление круга, квадрата на пополам;
- ориентирование в пространстве и на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за ит.д.
3 Память.
- запоминание 10 – 12 картинок;
- рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок;
- пересказ текста из 4 – 5 предложений.
4 Мышление.
- заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»;
- находить лишнее слово из группы слов, например, «Стол, стул, сапоги, кровать»;
- определять последовательность событий, что было сначала, а что потом?
5 Мелкая моторика.
- правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
- раскрашивать предметы и штриховать их не выходя за контур;
- вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
- выполнять аппликации.
6 Речь.
- составлять предложения из нескольких слов, например, «кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть»
- понимать и объяснять смысл пословиц;
- составлять связный рассказ по картинке и серии картинок;
- выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией;
- различать в словах звуки и буквы.
7 Окружающий мир.
- знать основные цвета, домашних и диких животных, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и т.д.
- называть времена года, явления природы, перелётных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их роботы, свой адрес, какие бывают профессии.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.