Развитие художественных способностей детей средствами тестопластики.

26.11.2018

Тема: Развитие художественных способностей детей средствами тестопластики

Перевалова В.Н

Муниципальное дошкольное образовательное     

                                          учреждение Невьянского  городского   округа

                                                        №28 «Ягодка» п. Ребристый

          Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития творческих способностей у детей. О необходимости предоставления детям возможности творить писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др. Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

          В  «Основных направлениях деятельности   Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» указаны пункты, которые определяют направление педагогической деятельности: « 5.Развитие дошкольного и общего образования». Согласно этому документу «… в центре социально-экономической политики необходимо поставить интерес человека в улучшении жизни и в развитии личности… . Необходимо сформировать мотивации и одновременно создать все условия для изменений в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего для улучшения здоровья, экологии, образования… При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции. Будет сформирована система новых форм организации научной и образовательной деятельности…»

        Таким образом, определена одна из задач педагогической работы, которая направлена на развитие личности и создании условий и новых форм образовательной деятельности. А неотъемлемой частью всестороннего развития личности является развитие творческих способностей.

          Так же о воспитании творческой личности говориться и в документе «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа"»:    «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства…» Анализируя перечисленные документы, можно сделать вывод, что формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

             Е.А.Флерина определяла творчество ребенка как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое подчинено работе воображения, на  отображении своих наблюдений, а так же впечатлений полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Разумеется, в своей повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой, а так же широко применять собственный.

  Составной частью педагогического процесса по формированию творческой активности детей является создание целостной системы художественного воспитания. Работая в этой области, возник ряд проблем:

 -  для формирования творческой активности дошкольников не достаточно учитывается принцип системного подхода к художественно – эстетическому развитию дошкольника;

- недостаточно уделяется внимание индивидуальным потребностям, склонностям и интересам ребенка;

- недостаточно оптимизировано взаимодействие с другими субъектами образователь­ного процесса.

Таким образом, в результате проведенного анализа педагогической деятельности по данной проблеме можно прийти к выводу, что в образовательном учреждении формированию творческой активности дошкольников уделяется недостаточное внимание. Следовательно, необходимо пересмотреть существующие методы и приемы, а так же сформировать и реализовать целостный, системный подход к развитию творческих способностей - дошкольников в процессе художественной деятельности.

       Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание предметно - развивающей среды. В соответствии с современными психолога - педагогическими представлениями содержание образования детей должно быть интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.

   Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

   * развитие продуктивной деятельности детей рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

   * развитие детского творчества;

   * приобщение к изобразительному искусству.  

     В соответствии с программой развития МБДОУ НГО и на основе анализа своей педагогической работы мной определена следующая цель и задачи

     Цель- формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики, в процессе художественной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивает решение следующих задач:

 1.Разработать программу по тестопластике для детей дошкольного возраста;

     2.Провести анализ эффективности выбранных методов и различных форм совместной деятельности детей и педагогов;

    3.Сформировать у дошкольников познавательную и творческую активность;

    4.Приобщить детей к миру художественного изобретательства;Хочу такой сайт

    5.Развивать эстетический вкус, художественные навыки и умения;

    6. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области художественно – творческого развития дошкольников.

    7.Повысить свой профессиональный уровень, изучить литературу и проанализировать передовой опыт педагогов по развитию творческой активности дошкольников с использованием инновационных технологий.

       Для достижения высоких результатов в своей работе широко использовала новые педагогические технологии, которые активно применяла в образовательной деятельности:

     -созданы мини – музеи как в своей группе, так и во всем образовательном учреждении, где дошкольники знакомятся с различными культурными ценностями, произведениями искусства, узнают о местных достопримечательностях и др.;

     - в различных творческих процессах использовала мульти – медийные средства такие как познавательно – обучающие фильмы, музыкальные произведения, презентации на различные темы, показательные фильмы – отчеты (для родителей и педагогов) и др.;

      -в совместной деятельности с детьми активно применяла инновационные методы и приемы обучения (интеграция, эксперименты, игры – фантазии и др.);

        Личным вкладом в развитие образовательного учреждения считаю разработку рабочих программ по всем возрастам «Волшебное тесто».

      Формирование творческих способностей является одной из целей художественно – эстетического воспитания. Главным в реализации педагогической работы считается развитие личности, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны взрослого.

     Так практика показала, что непринужденное приобщение детей к миру прекрасного развивает у детей активный интерес к процессу творчества, к миру предметов и вещей, созданных людьми, воспитывает уважение к их творцам.

Современный воспитатель — это профессионал, умеющий ре­шать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ.

      Для формирования творческой активности дошкольников важен учет принципов построения предметно-пространственной среды детского сада: принцип открытости, принцип функционального зонирования, принцип мобильности, принцип полифункционального предметного мира.

   Так в каждой группе образовательного учреждения создана развивающая среда, которая направлена на развитие творчества: центры художественного творчества, где в свободном пользовании находятся различные художественные материалы (краски, пластилин, кисти, разные трафареты и др.). Для совместной деятельности с воспитанниками, по развитию творческих способностей, мной сделана подборка дидактического материала и игр. Эти игры помогают   в индивидуальной работе. Они используются в утренние и вечерние часы, когда количество детей позволяет уделять наибольшее внимание педагога каждому воспитаннику. Опыт показал, что изготовленные дидактические игры можно использовать в работе с детьми как с младшими, так со старшими дошкольниками.

Для развития творческих способностей ребенка в процессе образования использую разные виды искусств и интеграции их во всех видах деятельности детей дошкольного возраста.Так в процессе рисования использую музыкальные аудиозаписи для создания эмоционального фона, в процессе создания различных декоративных работ применяю предметы народного быта, украшенные  по мотивам декоративных народных промыслов. Во время занятий конструированием и лепкой использую фотографии с изображением различных скульптур, архитектурных памятников. В различных беседах, наблюдениях, творческих заданий, играх широко использую репродукции знаменитых художников различной тематики.

Приемы, которые  использовала :

o   слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

o   приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.

o   показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

o   приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предлагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

Таким образом, дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного  наглядно – чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа доступными выразительными средствами, проявляя свое творчество и индивидуальность.

      Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное

 развитие эмоциональных, творческих и познавательных процессов. 

        В основе развития творческих способностей в процессе художественной деятельности лежит совместная деятельность педагога и ребенка, методы сотрудничества, являются основными, в результате развиваются способности личности к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной и предметной среде. Поэтому необходимо было создать систему полноценного художественно – эстетического воспитания и развития детей.

        Анализируя результат по теме показал, что в процессе художественной деятельности у детей формируются такие качества как инициативность, самостоятельность, находчивость, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность.

       Дети охотно занимаются различными видами художественной деятельности, более эмоционально и творчески подходят к выполнению своих работ, повысились показатели творческой активности детей.

        Таким образом, опираясь на достигнутые результаты в области развития творчества у дошкольников, собственной работы можно сделать вывод о целесообразности развития творческих способностей в процессе художественной деятельности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».