26.11.2018
Тематика направления: Духовное и патриотическое воспитание молодого поколения
Тема: Организация патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Перевалова Валентина Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение Невьянского городского округа
№28 «Ягодка» п. Ребристый
«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»
В. А. Сухомлинский
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте дети подвержены влиянию окружающих и очень важно, как мы воспитаем в них доброту, веру в справедливость, и развиваем в них такие качества личности, как человеколюбие, сердечность, человечность, желание помочь человеку в беде, помочь ближнему. Поэтому нужно уже с самого раннего детства воспитывать в детях духовные и нравственно - патриотические чувства, гордость за свою Родину. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
При воспитании патриотических чувств, важно не количество прочитанных книг, а правильный их отбор, последующая беседа и исторические знания. Эти знания дети получают постепенно и в различных видах деятельности. И одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование. Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Семья». Почему? Потому что любовь малыша к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому, городу, селу. Поэтому работу, по формированию патриотических чувств, стараюсь проводить в тесном взаимодействии с семьей. В изучении с детьми темы «Семья» активное участие приняли родители: сделали фотоколлажи о своей семье, генеалогическое древо своей семьи, дети нарисовали портреты семьи. В результате беседы дети уже не только слушали рассказ, но и сами принимали активное участие в диалоге. Они увлеченно и с любовью рассказывали о самых родных и близких им людях. Дети выучили поговорки, стихи о семье, приняли участие в выставке фотоколлажей и рисунков о семье.
Постепенно ребенок знакомился с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родное село...У нас в 2014 году был юбилей поселка и выпущен журнал, который мы приобрели в свой патриотический уголок. (рис.1 )
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.
Дети с удовольствием посещают музей «Русская изба», который находиться в спальне нашей группы. И мы проводим беседы, занятия, где создан быт наших образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца, для детей это будет не просто слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками. У нас проводятся дополнительные занятия кружковой деятельности по патриотическому воспитанию детей «Русская деревушка», «Русские былины», «Войди в природу другом», «Наша Родина-Россия» для детей 6-7 лет. В воспитании положительных эмоций большая коллекция досталась от прабабушек и прадедушек: лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, роль отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает ребенка мягким, чутким, добрым, мудрым. Так же в группе создан патриотический уголок, где дети рассматривают журналы, играют в народные игры, знакомятся с народами других стран и т.д. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини – походы, маршрутные игры – путешествия.
Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Проводилась встреча с детьми войны «Два мира – два детства». Дети с удовольствием и большой ответственностью принимают участие в поздравлении ветеранов в День Победы. (рис.2) «Богатырская наша сила!», «Буду военным» - вечера развлечений. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала. «Самый сильный папа!», спортивный праздник – мероприятие проходит в музыкальном зале весело, эмоционально, ребята вместе с папами активно принимают участие в состязаниях.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Проведение родительского собрания с повесткой дня «Роль семьи в воспитании маленького гражданина». Кроме того, был разработан тематический план мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, в который вошли такие темы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наши защитники», «Милые мамы», «Этот День Победы…».Именно на этом и основывается патриотическое воспитание дошкольников.
Для создания музея «Чудо дерево», мы попытались заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий. Совершенствовать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач патриотизма. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.
Темы бесед в течение года стараюсь повторять, продолжать, возвращаться к ранее изученному, чтобы между ними установить логическую связь. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения переживаний. Такие повторения делают знания ребенка более глубокими и прочными. Созданная в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию позволила: Устранить у детей дефицит знаний о малой Родине. Воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других. Сохранить и возродить традиционные формы сотрудничества и взаимодействия с различными организациями и учреждениями, наполнив их новым содержанием, а также искать и находить новых партнеров и единомышленников. Заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.