Организация патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.

26.11.2018

Тематика направления: Духовное и патриотическое воспитание молодого поколения

Тема: Организация патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Перевалова Валентина Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное     

                                                        учреждение Невьянского  городского   округа

                                                        №28 «Ягодка» п. Ребристый

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины»

                                                                                    В. А. Сухомлинский

           В последние годы идет переосмысление сущности     патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и   гражданственности, приобретая все большее общественное   значение, становится задачей   государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.  Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте дети подвержены влиянию окружающих и очень важно, как мы воспитаем в них доброту, веру в справедливость, и развиваем в них такие качества личности, как человеколюбие, сердечность, человечность, желание помочь человеку в беде, помочь ближнему. Поэтому нужно уже с самого раннего детства воспитывать в детях духовные и нравственно - патриотические чувства, гордость за свою Родину. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.                                                                             Хочу такой сайт

         При воспитании патриотических чувств, важно не количество прочитанных книг, а правильный их отбор, последующая беседа и исторические знания. Эти знания дети получают постепенно и в различных видах деятельности. И одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование. Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Семья». Почему? Потому что любовь малыша к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушкам, дедушкам, с любви к своему дому, городу, селу. Поэтому работу, по формированию патриотических чувств, стараюсь проводить в тесном взаимодействии с семьей. В изучении с детьми темы «Семья» активное участие приняли родители: сделали фотоколлажи о своей семье, генеалогическое древо своей семьи, дети нарисовали портреты семьи. В результате беседы дети уже не только слушали рассказ, но и сами принимали активное участие в диалоге. Они увлеченно и с любовью рассказывали о самых родных и близких им людях. Дети выучили поговорки, стихи о семье, приняли участие в выставке фотоколлажей и рисунков о семье.                               

         Постепенно ребенок знакомился с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родное село...У нас в 2014 году был юбилей поселка и выпущен журнал, который мы приобрели в свой патриотический уголок. (рис.1 )

         Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

          Дети с удовольствием посещают музей «Русская изба», который находиться в спальне нашей группы. И мы проводим беседы, занятия, где создан быт наших образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, тканные половики, полотенца, для детей это будет не просто слова, а название предметов которые можно потрогать своими руками.  У нас проводятся дополнительные занятия кружковой деятельности по патриотическому воспитанию детей «Русская деревушка», «Русские былины», «Войди в природу другом», «Наша Родина-Россия» для детей 6-7 лет. В воспитании положительных эмоций большая коллекция досталась от прабабушек и прадедушек: лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, роль отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает ребенка мягким, чутким, добрым, мудрым.       Так же в группе создан патриотический уголок, где дети рассматривают журналы, играют в народные игры, знакомятся с народами других стран и т.д. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини – походы, маршрутные игры – путешествия.

        Огромная работа была проведана по знакомству детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Проводилась встреча с детьми войны «Два мира – два детства». Дети с удовольствием и большой ответственностью принимают участие в поздравлении ветеранов в День Победы. (рис.2) «Богатырская наша сила!», «Буду военным» - вечера развлечений. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала. «Самый сильный папа!», спортивный праздник – мероприятие проходит в музыкальном зале весело, эмоционально, ребята вместе с папами активно принимают участие в состязаниях.

          Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Проведение родительского собрания с повесткой дня «Роль семьи в воспитании маленького гражданина». Кроме того, был разработан тематиче­ский план мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей, в который вошли такие темы, как «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Я и мое имя», «Наши защитники», «Милые мамы», «Этот День Победы…».Именно на этом и основывается патриотическое воспитание дошкольников.          

Для создания музея «Чудо дерево», мы попытались заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий. Совершенствовать мастерство, творческий поиск педагогов в решении задач патриотизма. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства.

          Темы бесед в течение года стараюсь повторять, продолжать, возвращаться к ранее изученному, чтобы между ними установить логическую связь. Это способствует не только лучшему усвоению знаний, но и воспитанию чувств, так как создаются условия для повторения переживаний. Такие повторения делают знания ребенка более глубокими и прочными. Созданная в ДОУ система работы по патриотическому воспитанию позволила: Устранить у детей дефицит знаний о малой Родине. Воспитать у дошкольников доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других. Сохранить и возродить традиционные формы сотрудничества и взаимодействия с различными организациями и учреждениями, наполнив их новым содержанием, а также искать и находить новых партнеров и единомышленников. Заинтересовать взрослых жизнью детского сада, предложить свою помощь и понять, что для достижения любой цели надо приложить больше совместных усилий.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».