Гражданственность как интегративное качество личности.

26.11.2018

Тематическое направление:

"Духовное и патриотическое воспитание молодого поколения"

 

  Тема:  Гражданственность как интегративное качество личности   

 

                                                                  Воспитатель Чеб Елена Анатольевна

                                                                  Муниципальное бюджетное

                                                                   дошкольное образовательное     

                                                        учреждение Невьянского  городского   округа

                                                        детский сад  №28 «Ягодка» п. Ребристый

 

Если человек не любит смотреть, хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежат, значит, он не любит их. Если человек  не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.  Академик Д.С. Лихачев

    Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край город, народ, который в нем живет- значит, укрепить основы государственности. И нам, представителям педагогического общества современной России, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.

    Дети – это наше будущее. И невозможно воспитывать патриотизм у детей, если не стать самому патриотом своей страны.

     «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Актуальность данной темы доказывает: низкий уровень духовной культуры общества, непонимание значимости исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

     Патриотическое воспитание – понятие емкое. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры. С умения видеть красоту родной природы, города начинается чувство Родины. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать полноценным патриотом. Фундамент человека закладывается в раннем детстве. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.

      Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…». Основные задачи патриотического воспитания решаются в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015годы». В соответствии с требованиями ФГОС ДОО в рамках организационной деятельности обозначены образовательные области, социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие, где раскрываются требования к  гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, такие как развитие интересов детей, любознательности и познавательной действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и. т. д.

Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы.  Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.

Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

    Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, нравственная культура, достоинство.

  По мнению Е. Казаевой кандидата педагогических наук, гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и  духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.

     История человечества свидетельствует: вопросы  гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Однако проблемы эти решались по – разному – с учетом социальных потребностей, экономических условий. Различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке ограничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.

Педагог А.В.Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах:

·        Социально – правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности общества, определяет нормы и принципы социально – правового взаимодействия государства с отдельными гражданами;Хочу такой сайт

·        В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально – значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами;

·        В социально – педагогическом аспекте Беляев конкретизирует гражданственность как понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально – волевого облика личности, результаты практической деятельности;

·        В социально – психологическом аспекте гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;

·        В морально – эстетическом аспекте для Беляева гражданственность – это уровень нравственной культуры общества. Степень приближения общества он оценивает идеалами: долг, ответственность, достоинство, совесть, гуманность, милосердие.

    Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснять их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. И педагог должен  выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системы.

   Гражданский долг  и ответственность – это высокие личностные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и

      Основная форма знаний дошкольников, по мнению А. Люблинской, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.

Формирование познавательных интересов – важное условие успешного            развития и воспитания ребенка, факт его положительного отношения к окружающей действительности. И в этом плане решающая роль отводится общению с взрослым. Он как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый им уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития»; формирует систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни; организует деятельность, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются именно в деятельности – игре, труде, творчестве, общении, повседневной жизни. В.В Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так. Чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

   Чувства дошкольника, одерживают вверх над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе  обучения знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

    А как воспитать в ребенке такое сложное, многообразное  чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – это свой город, село, деревню, то есть на, то место где человек родился и живет. Это важнейшая задача развития дошкольника, важнейшая составляющая процесса гражданского воспитания. И только систематической работой добьется педагог результата. Другая  составляющая этого сложного процесса – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Решается эта проблема целенаправленной работой, в содержании которой должно входить такое понятие, как нравственность. Однако нравственность, как утверждают психологи, не возникает естественным вызреванием. Все зависит от средств и методов воспитания, от условий.

    Первая опора педагога – семья. Развитие личности осуществляется, прежде всего, в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно – эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, от «психологического климата».

В настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные , сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов  рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого в истории и традиции семьи, своего народа, прошлое края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа.

     Проводятся мини – исследования, педагоги вместе с родителями выбирают и определяют тему исследования. Например, история улицы, на которой находится детский сад, история прошлого дома и судеб его жителей.

   При  работе с родителями используются такие формы работы как: анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»; поддерживание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»; индивидуальные консультации, беседы; круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»; фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке», «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии» и т.д.; совместное творчество родителей и детей как стимул единства семьи(создание рисунков,аппликаций); совместная создание взросло –детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежек», «Бабушкины куклы», «Флаг России», «Новогодние игрушки»;оформление информационных стендов «Мир Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»

    Уважение в семье достоинств ребенка, отказ то командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином и патриотом  общества.

    Вторая опора - деятельность в группе: игровая, образовательная, трудовая, спортивная, изобразительная и так далее, которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие, социально ценностные качества. На содержание детской деятельности должно быть направлено  особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины  - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для  осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности, по его рисункам, лепке, аппликации. Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подробно прорисовывает, изображает на переднем плане крупно, ярко. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Детский сад даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию одна из самых эффективных это форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

·        непрерывность и преемственность педагогического процесса;

·        субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;

·        активности

·        интегративности

·        открытости

В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить  решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей.  Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта,  они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Педагогами нашего детского сада  разработаны  мини-проекты  «Слава Армии любимой самой лучшей на земле», «Многоцветье культур», «Я – гражданин России», «Белая береза», «Герб семьи» -  направленных на решение вопросов патриотического воспитания. (приложение№1)

     Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей   стороны.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».