26.11.2018
Тематическое направление:
"Духовное и патриотическое воспитание молодого поколения"
Тема: Гражданственность как интегративное качество личности
Воспитатель Чеб Елена Анатольевна
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение Невьянского городского округа
детский сад №28 «Ягодка» п. Ребристый
Если человек не любит смотреть, хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежат, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране. Академик Д.С. Лихачев
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край город, народ, который в нем живет- значит, укрепить основы государственности. И нам, представителям педагогического общества современной России, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – гражданина и патриота.
Дети – это наше будущее. И невозможно воспитывать патриотизм у детей, если не стать самому патриотом своей страны.
«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим». Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Актуальность данной темы доказывает: низкий уровень духовной культуры общества, непонимание значимости исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры. С умения видеть красоту родной природы, города начинается чувство Родины. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать полноценным патриотом. Фундамент человека закладывается в раннем детстве. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…». Основные задачи патриотического воспитания решаются в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015годы». В соответствии с требованиями ФГОС ДОО в рамках организационной деятельности обозначены образовательные области, социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие, где раскрываются требования к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, такие как развитие интересов детей, любознательности и познавательной действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и. т. д.
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, нравственная культура, достоинство.
По мнению Е. Казаевой кандидата педагогических наук, гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.
История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Однако проблемы эти решались по – разному – с учетом социальных потребностей, экономических условий. Различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке ограничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.
Педагог А.В.Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах:
· Социально – правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности общества, определяет нормы и принципы социально – правового взаимодействия государства с отдельными гражданами;
· В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально – значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами;
· В социально – педагогическом аспекте Беляев конкретизирует гражданственность как понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально – волевого облика личности, результаты практической деятельности;
· В социально – психологическом аспекте гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;
· В морально – эстетическом аспекте для Беляева гражданственность – это уровень нравственной культуры общества. Степень приближения общества он оценивает идеалами: долг, ответственность, достоинство, совесть, гуманность, милосердие.
Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснять их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. И педагог должен выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системы.
Гражданский долг и ответственность – это высокие личностные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и
Основная форма знаний дошкольников, по мнению А. Люблинской, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Формирование познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребенка, факт его положительного отношения к окружающей действительности. И в этом плане решающая роль отводится общению с взрослым. Он как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый им уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития»; формирует систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни; организует деятельность, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются именно в деятельности – игре, труде, творчестве, общении, повседневной жизни. В.В Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так. Чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Чувства дошкольника, одерживают вверх над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе обучения знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.
А как воспитать в ребенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – это свой город, село, деревню, то есть на, то место где человек родился и живет. Это важнейшая задача развития дошкольника, важнейшая составляющая процесса гражданского воспитания. И только систематической работой добьется педагог результата. Другая составляющая этого сложного процесса – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Решается эта проблема целенаправленной работой, в содержании которой должно входить такое понятие, как нравственность. Однако нравственность, как утверждают психологи, не возникает естественным вызреванием. Все зависит от средств и методов воспитания, от условий.
Первая опора педагога – семья. Развитие личности осуществляется, прежде всего, в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно – эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, от «психологического климата».
В настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные , сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого в истории и традиции семьи, своего народа, прошлое края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Проводятся мини – исследования, педагоги вместе с родителями выбирают и определяют тему исследования. Например, история улицы, на которой находится детский сад, история прошлого дома и судеб его жителей.
При работе с родителями используются такие формы работы как: анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»; поддерживание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»; индивидуальные консультации, беседы; круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина»; фотовыставки «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке», «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии» и т.д.; совместное творчество родителей и детей как стимул единства семьи(создание рисунков,аппликаций); совместная создание взросло –детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежек», «Бабушкины куклы», «Флаг России», «Новогодние игрушки»;оформление информационных стендов «Мир Мир нравственности в высказываниях и афоризмах»
Уважение в семье достоинств ребенка, отказ то командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином и патриотом общества.
Вторая опора - деятельность в группе: игровая, образовательная, трудовая, спортивная, изобразительная и так далее, которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие, социально ценностные качества. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности, по его рисункам, лепке, аппликации. Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подробно прорисовывает, изображает на переднем плане крупно, ярко. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Детский сад даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию одна из самых эффективных это форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:
· непрерывность и преемственность педагогического процесса;
· субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
· активности
· интегративности
· открытости
В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. Педагогами нашего детского сада разработаны мини-проекты «Слава Армии любимой самой лучшей на земле», «Многоцветье культур», «Я – гражданин России», «Белая береза», «Герб семьи» - направленных на решение вопросов патриотического воспитания. (приложение№1)
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей стороны.