26.11.2018
«РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»
Среди важных проблем в дошкольном образовательном процессе особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. У всех детей с проблемами в интеллектуальном развитии имеет место более или менее выраженное отставание от возрастных показателей в развитии двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, что отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности. Но специально созданные условия способствуют активизации их психомоторного развития и сглаживанию его недостатков.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
С давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и движения. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент будущего физического и психического здоровья, а также создать предпосылки сознательного ведения здорового образа жизни.
Музыкально – ритмические занятия нацелены на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие. Они помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Для достижения этих задач, необходимо поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку. Не допустима отрицательная оценка, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к ребенку в случае его неуспехов.
Учитывая состояние физического состояния детей, необходимо чередование нагрузки и отдыха, напряжения и расслабления. Для этого используются разнообразные игры и упражнения – несложные с методической точки зрения, не требующие больших затрат сил и сложных движений. Такие простые и такие трудные для нас игры как «Передай игрушку», «Кто чирикнул?» и другие.
Наблюдениями отмечено, что нейродинамические трудности у детей с ЗПР снимаются при усиленной речевой регуляции. Поэтому на таких занятиях активно используется метод «проговаривания в громкой речи» на этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий (прилагается).
Занятия оркестром так же благотворно влияют на развитие детей, очень им нравятся – проявляется ответственность, радость, повышенное внимание.
В заключении хочется сказать, что в условиях специального детского сада, при помощи соответствующих специалистов, эффект достигается быстрее, результаты лучше, но и мы, в силу своих возможностей, стараемся помочь детям чувствовать себя полноценными. Стараемся добиться отсутствия у них комплексов, возникновения дружбы, уважения, взаимопонимания, чувства помощи и сострадания друг к другу.
На базе нашего дошкольного учреждения работает кружок «Танцевальная азбука». С педагогом хореографом Санниковой Т.В. мы работаем в тесном взаимодействии. Некоторые моменты нашей деятельности мы предлагаем вашему вниманию.